Все мастера и бригады
Украина

Нужны мастера?

Создайте заявку

Как правильно обслуживать мотоблок для продления ресурса

Легкая агротехника (мотокультиваторы и мотоблоки) облегчает дачникам, огородникам, фермерам основные процессы обработки земли и уборки урожая. Чтобы продлить эксплуатационный ресурс техники, нужно строго соблюдать правила ухода и технического обслуживания всех механизмов мотоблока. Для этого нужно знать тип агротехники, конструкцию двигателя, внимательно прочесть инструкцию производителя.

Классы мотоблоков и их особенности

В торговых классификациях выделяют такие классы мотоблоков:

  1. Тяжелый. Оснащается бензиновыми или дизельными ДВС мощностью свыше 13 лошадиных сил с водяным охлаждением. Используют многоскоростную коробку передач, многочисленные навесные приспособления. Выполняют полный спектр сельскохозяйственных операций.
  2. Средний. Комплектуется четырехтактным бензиновым мотором (6-12 л.с.) с воздушным охлаждением, редуктором переключения передач. Импортные моторы «Субару», «Хонда» отличаются повышенной требовательностью к качеству бензина. Агротехническими ограничениями становятся вспашка многолетней целины, покос сухостоя.
  3. Легкие. Для этого класса применяются двухтактные бензиновые ДВС мощностью до 6 л.с. При малом весе ограничены функционально.

Ежедневный и сезонный уход за механизмами

В напряженные периоды работы (во время весенней вспашки, культивации, уборки урожая) рекомендации производителей по ежедневному осмотру, очистке, мойке агротехники выполнить трудно. Поэтому эти процедуры вынужденно выполняются после окончания работ или в редкие выходные. Обязательная ежедневная диагностика включает осмотр двигателя на масляные течи, проверку правильности установки фрез, навесных приспособлений, регулировку хода тросиков сцепления и дроссельной заслонки. Регулярно проводятся и проверки уровня моторного масла.

Если в разгар сезона из строя вышел мотор, проще купить новый двигатель на мотоблок, пока старый проходит диагностику и ремонт. Стоимость бензинового двигателя 6,5 л.с. от 2000 грн, дизельного от 7000 грн.

При позднем окончании и раннем начале работ не обязательно каждый день сливать горючее, как рекомендуют материалы интернета. Горючее из бака, масло из картера двигателя, трансмиссионная жидкость из редуктора сливаются перед длительным хранением мотоблока. При установке тяжелого мотоблока на зимнее хранение рекомендуется использовать подставки для разгрузки колес.

Простое техническое обслуживание

Основные операции техобслуживания направлены на продление эксплуатационного ресурса двигателя. Перед началом эксплуатации нового (или отремонтированного) мотора подвижные части (поршни, шатуны) должны пройти обкатку. Для этого мотор заводят на час без нагрузки. При неполной загрузке техника должна проработать 5 часов.

К операциям самостоятельного техобслуживания относятся:

  • проверка рамы на трещины, деформации;
  • проверка состояния воздушного фильтра (сменные фильтрующие элементы из бумаги, пористых пластиков заменяются через 50 часов);
  • чистка топливного фильтра;
  • замер уровня масла в картере (масляное голодание приводит к перегревам, усиленному износу поршней, цилиндров, пробоям прокладки ГБЦ);
  • замена смазки цилиндров (производится через 25 часов эксплуатации или по мере помутнения, загрязнения механическими частицами);
  • замена трансмиссионной жидкости КПП (проводится раз в сезон, для импортных моделей нужно использовать только рекомендованные сорта);
  • регулировка натяжения тросиков сцепления, дросселя (проводится вращением регулировочных гаек, стопорных болтов);
  • замена свечей зажигания (раз в сезон или по прогару);
  • подкачка колес, проверка люфтов ступичных подшипников.

Клиновые ремни заменяются при износах кромок, растяжении армирующих нитей, полном порыве. Процедуры замены масла проводятся по инструкции. Обязательна правильная последовательность снятия и установки крышки наливной горловины, пробки сливного отверстия. Своими силами не рекомендуется рихтовать, заваривать рамы, заменять подшипники ступицы, ролики и натяжители цепных и ременных передач.

Сложное техобслуживание и ремонты

Самостоятельно провести сложное техобслуживание тяжелого мотоблока, диагностику неисправностей, ремонт или замену двигателя технически неподготовленному дачнику или фермеру сложно. Если у вас нет нужной квалификации и практического опыта, не рекомендуется самостоятельно снимать головку блока цилиндров, детали цилиндро-поршневой группы, разбирать сцепление, редуктор (коробку передач), заменять фрикционные диски. Сложностью отличаются работы с топливными рампами, насосами высокого давления, топливопроводами дизелей.

Для поиска сложных неисправностей текущего или капитального ремонта ДВС, замены изношенного мотора лучше обратиться в сервисный центр производителя, к автомеханикам специализированной СТО.